Герой нашего времени
На экзамене по литературе попался «Герой нашего времени», теперь он не выходит у меня из головы.
Вообще это произведение, наверное, единственное, которое я прочитала гораздо раньше, чем его начали проходить в школе. А спустя несколько месяцев я перечитала его еще раз. Кажется, проходят его в 9 классе? Когда я была еще «маленькой». Это произведение…гениально. Мало того, что это психологический роман, так там еще и описания настолько завораживающие, и мысли настолько жизненные, что просто замираешь над каждой страницей, борясь с желанием перечитать ее еще раз десять. Вообще в 9 классе я была другой, даже два дня назад я была другой, что уж говорить о двух годах. Я многого не понимала в этом произведении. Например, то что Печорину скучно жить, то как он обходится с людьми, с княжной Мэри, с Грушницким… Но теперь до меня начала доходить суть. Ему скучно, одиноко, тоскливо. Может больше его стала понимать я? Потому что мне тоже скучно. Лермонтов вложил в Печорина образ людей того времени, но знаете, спустя почти 3 века – ничего не изменилось. Просто все цитаты из этого шедевра резкие и точные.
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то, и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
«— Что до меня касается, то я убежден только в одном… — сказал доктор.
— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
— Я богаче вас, сказал я, — у меня, кроме этого, есть еще убеждение — именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться»
«Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною. Всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки, я глупо создан: ничего не забываю, ничего»
«Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»
«Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами»
«Я иногда себя презираю… Не оттого ли я презираю других?»
«У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так»
«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
Но главная, наверное, строчка, которая вертится у меня в голове «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял…». Монолог Печорина перед княжной Мэри, это, наверное, самое хлесткое, что меня зацепило два года назад и что особенно цепляет сейчас. Да, может он просто выпендривался перед этой девушкой, чтобы вызвать сострадание, чтобы она его полюбила, но знаете, во всякой лжи есть доля правды. А здесь она определенно есть. Взять хотя бы слова про нравственного калеку. Отрезать часть души…И такое вполне возможно.
Вообще в который раз замечаю, что мне Лермонтов слишком близок, я его понимаю на каком-то другом уровне. Не как Пушкина, Есенина, Брюсова или даже Дементьева. Мне нравятся стихи этих поэтов (хотя с Пушкиным я загнула), я их понимаю, я могу их проанализировать и сказать, что они хотели до нас донести. Но…С Лермонтовым такое не прокатит. Потому что не надо анализировать его стихи, чтобы понять, о чем он хотел сказать, точнее, о чем он молчал. Его стихи можно только чувствовать, воспринимать на подсознательном уровне, вчитываться в эти грустные песни чужой души. У меня есть самое любимое стихотворение Лермонтова. Вообще-то они все любимые, но вот это могло бы служить эпиграфом к «Герою нашего времени».
И скучно, и грустно…
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Пустая и глупая шутка… И почему же ты так прав, Михаил Юрьевич? Настало время риторических вопросов. В общем, делаем вывод, надо срочно перечитать это произведение, а то меня оно не отпустит. Хотя, когда оно меня по-настоящему отпускало?
возраст просто Лермонтовский, хотя я так и не смогла проникнуться пониманием и любовью к Печорину, мне всегда было жаль Грушницкого (правильно ж?), а скучающих в принципе не перевариваю
А вы людей только по возрасту судите да?
А я не перевариваю лгунов, которые хвастаются перед девушками своими чинами, которых нет, слабых людей, которые только и могут делать подлости, а не вступить в равный поединок со своим «обидчиком». Сам виноват, нечего было лезть к человеку.
воу-воу ПАЛЕГЧЕ) я не сужу людей по возрасту, вообще такого не говорила) а что о подлостей, то кто уж подлее и слабее Печорина — я хз)
«Лермонтов вложил в Печорина образ людей того времени, но знаете, спустя почти 3 века – ничего не изменилось.»
меняются лишь декорации, а суть людей, такие неизменные категории как добро и зло; или поиски ответов на определённые вопросы – всё это остается вне времени, вне каких-то рамок, например, межэтнических и национальных. Поэтому классика и стала классикой (прошу прощения за тавтологию), поэтому ее не просто изучаешь, но рано или поздно перечитываешь, рассматриваешь вещи с позиции нового жизненного опыта, что-то даже заново открываешь)